#обучение_ХипХопу #ХипХоп_история
БУДДА СТРЕТЧ: ЛЕКЦИЯ О ХИП-ХОП ДЭНС
Публикую перевод лекции о Хип-Хоп Дэнс от одного из его создателей – Будды Стретча (Buddha Stretch). Перевод получился длинным, но очень интересным. Здесь Стретч расскажет нам об истории стиля, о своей работе с Майклом Джексоном, о стиле танца LITE FEET и о многом другом. Для удобства материал разделён на части и снабжён ссылками. Не нужно пытаться осилить его за один присест. Сохраните на стену и читайте, не спеша!
Краткое оглавление:
1.ИСТОРИЯ ХИП-ХОП ДЭНС:
2.LITE FEET (GET LITE) – НОВЫЙ СТИЛЬ В ХИП-ХОП ДЭНС
3.РАБОТА С МАЙКЛОМ ДЖЕКСОНОМ – ЖИВОЙ ЛЕГЕНДОЙ
4.УЛИЧНЫЕ ТАНЦЫ ИЛИ УЛИЧНЫЕ СТИЛИ ТАНЦА?
5.КАК СОЗДАЮТСЯ БАЗОВЫЕ ШАГИ? КАК ОНИ ВХОДЯТ В ХИП-ХОП?
6.САМОЕ ВАЖНОЕ В СОЗДАНИИ СВОЕГО СТИЛЯ
1.ИСТОРИЯ ХИП-ХОП ДЭНС:
Мы называем танец Хип-Хопом, но Хип-Хоп это не танец, а культура, которая состоит из нескольких элементов:
Музыкальный элемент - ДиДжеинг, разговорный – Рэп, визуальное искусство – Граффити, и Танец, который начинается с Бибоинга (Брэйка).
Сначала появился Брэйкинг, затем так называемый Фристайл Хип-Хоп. Но вы должны понимать, что Брэйкинг тоже начинался как Фристайл (импровизация). До того, как стать стилем, он состоял из разных танцев на вечеринках (Party Dance, Патидэнс). Однажды они объединились в одно целое и стали Брэйком.
Вы знаете Брэйкинг. Есть ещё Фристайловый Хип-Хоп.
То, что мы в Нью Йорке сейчас называем Нью Стайлом – это LITE FEET (Лайт Фит). Это новейший стиль Хип-Хоп Дэнс.
Всё началось в Южном Бронксе (район Нью Йорка) в начале 70х.
Первая Хип-Хоп команда – Zulu Kings. После них было несколько команд. Со временем Брэйк «умер». Ему на смену пришли другие социальные танцы, например, Хастл.
Затем Брэйк вернулся. Такие команды как Rocksteady Crew, Dynamic Rockers вернули Брэйк в мэйнстрим. И вновь Брэйк отошёл на второй план, потому что стал слишком коммерческим танцем. Фильмы, реклама, игрушки… Люди сказали: окей, нам такое не нужно.
Тогда мы снова вернулись к основам, к самой сути танца – Фристайлу, во время которого всё становится одним целым на вечеринках. Поэтому мы с мистером Виглзом называем Фристайл понятием Патирок (Party Rock – КАЧ на вечеринках).
Ты качал под музыку и брал разные элементы с различных вечеринок, соединял их, чтобы танцевать вместе со всеми.
Мы танцевали все вместе: менялась музыка – менялся танец.
Вначале, до того, как появилось название Хип-Хоп, мы танцевали под Брэйки. Они пришли из Фанка, но их можно найти и в Кантри, и в Классической музыке, и в Рок-н-Ролле. Брэйки – это Бит.
С самого начала мы танцевали под Бит. Когда появились рэперы, они начали читать под Бит. ДиДжеи стали изменять ритм и создавать новые Брэйки. Вот откуда идёт БрэйкБит – Бит для бибоев (bboys, Брэйк-боев, Буги-Боев, Бронкс-Боев, Бруклин-Боев).
Так всё начиналось. Это продолжение того, что было ещё раньше. До Бибоинга был Рокинг (Рок Дэнс). До Рокинга – Сальса и Мамба. До этого были оригинальный Джаз и Линди-Хоп. До этого танцы чернокожих.
Всё это оригинальные социальные танцы – их танцуют, чтобы собираться вместе и обмениваться информацией, без произнесения слов.
У вас есть вопросы?
2.LITE FEET (GET LITE) – НОВЫЙ СТИЛЬ В ХИП-ХОП ДЭНС
- Можете рассказать нам больше о Лайт Фит?
- Хорошо. Я научился этому стилю от моей дочери.
Однажды на занятиях у опытного танцевального педагога (профессора) я увидел видеозапись, где танцуют дети. У них нет музыки: радио или бумбокса, нет машины и мощных колонок. Просто группа детей, хлопающих в ладоши. Все хлопали и по очереди соревновались. Шёл небольшой батл.
Затем я увидел такой же батл в метро. Дети танцевали после школы. Скидывали с себя рюкзаки и начинали хлопать и танцевать.
Отличный пример Лайт Фит на улице: https://www.youtube.com/watch?v=LWmqLcP5j3M
Мне стало интересно и я стал выяснять, что это за танец. Прошёл месяц или чуть больше. Я возвращаюсь домой и начинаю смотреть видео на Ютуб и Фэйсбук. В одном месте новый танец назывался так, в другом иначе.
Дочка сказала: Папа, это всё неправильно. Это называется по-другому. Это называется LITE FEET или GET LITE. Она рассказала и показала мне Базовые Шаги этого танца. Забавно, что профессора не знали ничего о нём, мы – создатели Хип-Хопа тоже не знали.
Я стал учиться у подростков (тинэйджеров).
Что такое Лайт Фит? Это серия танцев. Как и Хип-Хоп они были разными танцами, но затем их собрали вместе. Всё началось с простого танца под названием TONE WOP. Покажи им Тон Вап.
Парень демонстрирует пример
[Пример видео с TONE WOP: https://www.youtube.com/watch?v=IYi7FXBIrdU
Обучалка по TONE WOP от Панишева Артура: https://vk.com/wall-80707245_821]
Затем ребята взяли TONE WOP и добавили к нему Шейк (тряска), которую вы называете Гарлем Шэйк (мы в Гарлеме называли её просто Шэйк).
Обучалка по HARLEM SHAKE: https://vk.com/wall-80707245_720
До того, как появился TONE WOP, похожее движение в Брэйке называли CHARLY BREAK, а ещё раньше в оригинальном Джазе его называли ЧАРЛЬСТОН (CHARLESTON).
Обучалка по CHARLESTON: https://vk.com/wall-80707245_678
Затем добавился ещё один Шаг. Покажи им Степ под названием LOCK IN.
Парень демонстрирует пример
Далее появился ON JACKIE.
Девушка показывает этот Шаг.
После этого появился CHICKEN NOODLE SOUP.
Мы его тоже учили: https://vk.com/wall-80707245_754
Let it rain, clear it up… (слова из оригинальной песни).
И наконец, последним появился Шаг LITE FEET, который и дал название всему стилю.
Девушка показывает.
Итак, соединяя всё это вместе, мы получаем стиль танцев Лайт Фит.
Чуть не забыл. Ещё нужно назвать BAD ONE (BAD MAN)
Девушка показывает.
Итак, фристайлите (импровизируйте) этими танцами, создавая разные комбинации. Добавляйте движения из других стилей. Собирая всё вместе, мы создаём танец LITE FEET (GET LITE).
Введите в Ютуб Daniel Chrybaby Cozie. Или просто CHRYBABY. Он – один из основателей стиля Лайт Фит. В своих обучалках он может объяснить лучше, чем это сделаю я.
Мы уже учились по его обучалке: https://vk.com/wall-80707245_753
Это самое свежее направление в Нью Йорке, кроме нового танца под названием Флексинг.
3.РАБОТА С МАЙКЛОМ ДЖЕКСОНОМ – ЖИВОЙ ЛЕГЕНДОЙ
Вопрос от маленькой девочки: Каково Вам было работать с Майклом Джексоном?
- У меня две дочери, не такие маленькие, как ты. Уже взрослые леди. Не считая их, это лучшее в моей жизни!
Хореография Будды Стретча в клипе Michael Jackson “REMEMBER THE TIME”: https://vk.com/wall-80707245_426
Уверен, что многие слышали всякую чушь о Майкле Джексоне, что он чокнутый, со странностями. Майкл Джексон – гений. Он очень умён!
Говоря о нём, большинство не понимают, что он был знаменитым с её возраста показывает на девочку. Он не стал популярным с момента выхода «Триллера». Он был популярен с её лет как участник группы Jackson 5 их песню вы слышали в «Стражах Галактики», когда ГРУТ танцует.
Michael Jackson “THRILLER” https://www.youtube.com/watch?v=4V90AmXnguw
Группа Jackson 5: https://www.youtube.com/watch?v=s3Q80mk7bxE
Битлз начинали взрослыми, а Jackson 5 были мальчишками – первым бойзбэндом. С её лет он был популярным и не знал ничего иного.
Когда вы говорите о Майкле Джексоне, то думаете о нём, как о большой звезде. Когда камеру выключали, в общении он был обычным парнем, как я и вы, если не брать во внимание, что после Иисуса он – самая известная личность на Земле.
Задумайтесь об этом на секундочку. В некоторых местах Земли могут не знать об Иисусе, но знать, как выглядит Майкл Джексон. Подумайте об этом. Он не может никуда пойти, где его не знают, даже в Макдак или ресторан. Закажет Бигмак, и кафешка остановит работу и закроется на это время.
Когда вы из СМИ слышите, что он странный человек, это не правильно. Он знаменитый человек, который не может делать то, что могут обычные люди.
Когда он не на виду у камер, он нормальный человек. Очень тихий. Он – перфекционист (стремится к идеалу), он - Майкл Джексон, потому что старается делать всё на высшем уровне. Не на 10 баллов, а не 20 (на 200%).
Поэтому, когда мы снимали видео, он хотел знать: как делать конкретный Шаг? Почему мы его делаем? Когда его сделали впервые? Как мы были одеты, когда его придумали? Что натолкнуло нас на его создание? Какая музыка звучала? Где ты находился, когда придумывал его? Что чувствовал, создавая новый Шаг? И если ты его делаешь, как ты смотришь на других людей, которые его делают?
Всё это он спросил у меня за две минуты. Представьте! Я стою перед зеркалом, говорю с Майклом Джексоном, а он задаёт мне тысячи вопросов. Я словно попал на допрос к нему.
Так он работал, когда готовился что-то делать. Он хотел знать абсолютно всё, чтобы быть готовым устроить разнос в каждую секунду выступления. Он не делал скучные повторения, он устраивал разнос мгновенно.
Майкл никогда не считал. Вы не могли учить его под счёт. Он музыкант, а в музыке не существуют «5, 6, 7». Там всегда только четыре счёта. Но даже их он не использовал. Он всегда работал непосредственно с ритмом.
Всё должно быть разложено ритмично по битам, чтобы он мог освоить степ. Мы пытались работать под счёт, но он сказал:
- Я не работаю под счёт.
Мы: Хорошо. Что же нам теперь делать?
Майкл: Покажите мне ритм.
Мы дали ему Шаги под забавные звуки. И это сработало! Такой он человек. Получив мяч, он не пасует другим игрокам, а ведёт его сразу в цель. И забивает гол. Всегда!
Поэтому он – величайший танцор всех времён и самая известная личность после Иисуса.
4.УЛИЧНЫЕ ТАНЦЫ ИЛИ УЛИЧНЫЕ СТИЛИ ТАНЦА?
- Уличные танцы поменяли Хип-Хоп? Хип-Хоп – это смесь уличных стилей танца?
- Нет, нисколько. Хип-Хоп - это культура, Стрит Дэнс – это собрание разных стилей танца, многие из которых не имеют ничего общего с Хип-Хопом. Есть связанные с ним, например Паппинг с Западного побережья США.
У вас есть несколько уличных танцев, не являющихся Хип-Хопом. Например, Крамп. Он появился там же где, Паппинг, но это совсем не относится к Хип-Хопу. У него своя история и культура.
Паппинг был усыновлён Хип-Хопом через стиль Электрик Буги, но у него тоже есть своя отдельная история. Например, до Паппинга был Стратинг. Его история начинается до Хип-Хопа.
Локинг тоже произошёл до Хип-Хопа. Вакинг вообще не является частью Хип-Хопа. Вогинг и Хаус придумали в Нью Йорке, но они тоже не являются частью Хип-Хопа.
Лофт и Хастл – уличные стили. Сальса тоже уличный танец. Они не являются Хип-Хопом.
Вместо термина уличные танцы мы говорим УЛИЧНЫЕ СТИЛИ. Хип-Хоп – это один из уличных стилей. Культура подпитывается этим, но отделена от всего остального.
Можно сравнить с тем, что Сальса это не то же самое, что Самба. У них общие корни, но это разные танцы.
Поэтому лучше говорить об уличных стилях танца, а не об уличных танцах как смеси всего подряд. Уличные стили представляют свои собственные культуры. Некоторые из них входят в культуру Хип-Хоп.
- Некоторые стили используют Хип-Хоп музыку. Это значит, что они относятся к культуре?
- Нет. Посмотрите на это с такой вот стороны. У всех нас есть свои кросы: Найки, Рибоки, Конверсы, Адидасы. Разные компании, но все они – кроссовки. Они не одинаковые, но в чём-то одно и то же. Они все – кроссовки. Вы не говорите, что это новые виды обуви. Всё это кроссовки.
Локинг, Паппинг, Хип-Хоп остаются собой. Всё это уличные танцы. Они являются частью единого целого, но не одним и тем же. Поэтому мы говорим о разных стилях танца.
Когда вы видите крампера, он выглядит, как хип-хопер. Крамп – это отдельная культура, вызванная и вдохновлённая Хип-Хопом, но отдельная, со своей историей, местом появления.
Также в Нью Йорке есть стиль Тарфинг, очень похожий на Флексинг с Западного побережья. Выглядят они одинаково собранием элементов Хип-Хопа, Паппинга. Но это разные танцы под разную музыку.
На Юге есть Джукинг (из Мемфиса). Его танцуют под Трэп. Включите им Бигги (Notorious B.I.G.), и под него не смогут танцевать. Вот если, играет Трэп, они танцуют.
Музыка говорит тебе, что делать. Музыка всё перемешивает.
ПРИМЕРЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКИ (Фанк/Хип-Хоп/Лайт Фит/Трэп)
Я говорил о Брэйках. Давайте начнём с самого начала – Джеймса Брауна. Итак, это Брэйк.
Хорошо. Теперь послушаем другой трек. Это Рэп под музыку Джймса Брауна. Это была песня из поздних 80х – начала 90х.
А теперь последняя версия из 2000х. Одна и та же песня, но три разных десятилетия. Три разных версии. Так всё перемешивается.
Теперь 2000е. Другой трек, но тот же артист. Другая интерпретация Джеймся Брауна и его музыки. Стиль Лайт Фит. А теперь Джеймс Браун в стиле Трэп. Три разных стиля музыки, три разных времени, но только один Джеймс Браун.
Смотрим приблизительные варианты музыки из разных эпох в аудиозаписях под статьёй
Каждый раз, когда меняется музыка, танец меняется вместе с ней. Элементы танца остаются прежними. Комбинации и техники меняются. Это меняет стиль танца.
Если я включу Соул, и вы начнёте танцевать RUNNING MAN, это здорово! Но если я включу Трэп, и вы будете делать RUNNING MAN, это будет смотреться глупо. Танец меняется, когда меняется музыка.
Обучалка по RUNNING MAN: https://vk.com/wall-80707245_463.
Когда вы видите танцоров, которые танцуют одинаково, что бы вы им не включили, скажите им, что они – «красавчики»!
5.КАК СОЗДАЮТСЯ БАЗОВЫЕ ШАГИ? КАК ОНИ ВХОДЯТ В ХИП-ХОП?
- Как вы создаёте танец?
- Понятия не имею! Я не думаю об этом. Я задумываюсь только, когда мне нужно объяснить это вам. Тогда я начинаю думать.
Я считаю, что учить танцу это не сам танец. Я танцую, принимая душ, когда мою посуду, готовлю пищу, когда покушал хорошо, у меня хорошее настроение. Мы прыгаем и танцуем, потому что нам хорошо и мы счастливы. Для меня это лучший танец, а не выступления и судейские выходы на крупных батлах. Танцевать дома – лучшая форма танца.
Как вы решаете, что движение стало частью танца? Частью стиля?
Вы не решаете это. Знаете, кто решает? Те, кто смотрят на вас со стороны. Потому что они берут ваши движения, изменяют и делают что-то новое. Так это становится частью культуры.
Посмотрите на BK BOUNCE. Это был мой танец, я его танцевал. Больше никто - только я в клубе. Все начали танцевать его со мной. Так появился этот танец.
Мы начали делать разные вариации, и он стал частью стиля. Но впервые я делал его у себя дома. Это не было ни танцем, ни Базовым Шагом. Просто я танцевал, веселился. А потом мы начали веселиться все вместе в клубе.
[Пример BK BOUNCE: https://vk.com/wall-80707245_809
Обучалка по BK BOUNCE от Панишева Артура: https://vk.com/wall-80707245_821]
Так появлялись многие Базовые Шаги. Всё вместе стало стилем. Это вошло в словарик танца. Изначально был один Степ и Фристайл на его основе. Когда все начали делать его, он стал частью большого стиля.
Все танцевали под определённую музыку. Ты слышал музыку, и видел, как под неё танцуют этот танец. Он ассоциировался с этой музыкой. Затем он стал ассоциироваться со стилем танца.
Так появился Локинг. В начале было одно движение – КЭМПБЕЛЛ ЛОК. Потом появились другие. Основатели стиля делали тоже самое, что Дон Кэмпбелл, а затем добавили свои движения.
Например Скуби Ду (танцор, а не персонаж мультика) делал ЛОК, а затем добавил свои движения ногами. Появилось движение SCOOBY DOO.
Собрав всё вместе, мы получим стиль Локинг. Но всё началось с одного движения КЭМПБЕЛЛ ЛОК – это танец Дона Кэмпбэла.
6.САМОЕ ВАЖНОЕ В СОЗДАНИИ СВОЕГО СТИЛЯ:
Так появлялись стили. Все привносили свои движения, создавая единый словарик. Когда вы начали повторять это много раз, вы начинали обращать внимание на то, как вы делаете это.
У вас есть 5 главных элементов Фристайлового танца: РИТМ, ТЕХНИКА, СЛОВАРИК (Базовые Шаги), ТВОРЧЕСТВО (КРЕАТИВНОСТЬ) и ХАРАКТЕР.
ПОЧЕМУ? КАК? ЧТО? КОГДА? КТО?
Ритм прежде всего. Без музыки ты ничего не сделаешь. Это вопрос: ПОЧЕМУ? Техника. Ты должен знать, КАК делать? ЧТО ты делаешь? Это Словарик. КОГДА ты соединяешь всё вместе и умеешь обращаться с этим, ты получаешь Креативность (Творчество).
До свидания!